Дизельный двигатель, как и бензиновый, относится к категории двигателей внутреннего сгорания. Так что принцип работы этих моторов один и тот же: топливо сгорает в цилиндре, после чего образовавшиеся газы своим давлением толкают поршень, и его возвратно-поступательное движение посредством ряда механизмов преобразуется во вращательное движение колес. Разница состоит лишь в том, что в цилиндрах бензинового двигателя сгорает топливо, то есть бензин, а в цилиндрах дизеля – топливовоздушная смесь, то есть солярка смешанная с воздухом.
И еще одно принципиальное отличие дизеля от бензинового мотора: если во втором топливо в строго определенный момент воспламеняется от искрового разряда, то в дизельном двигателе загорание топливовоздушной смеси происходит не от искры, а благодаря высокой температуре этой смеси. Поэтому конструкции этих моторов все-таки различаются между собой.
Но есть у дизелей и свои преимущества:
- Вследствие того, что собственно топлива они потребляют меньше, дизеля более экономичны;
- При одинаковом рабочем объеме дизельные моторы способны развивать большую мощность;
- Дизельные моторы более безопасны, так как дизельное топливо в обычных условиях практически не воспламеняется – неслучайно во время Второй мировой войны немецкие танки с бензиновыми двигателями от попадания в них снаряда или бутылки с зажигательной смесью вспыхивали, как свечки, а советские с дизельными моторами поджечь было не так-то просто. И только к концу войны немцы стали ставить на боевые машины дизеля.
Немногие сегодня знают, что по большей части дизеля эти были фирм БМВ и Мерседес-Бенц, так что у этих компаний богатый опыт создания дизельных моторов.
Дизельные моторы Мерседес
Впервые дизельные двигатели Мерседес появились в 1922 году – они устанавливались на грузовики и были способны развивать огромную по тем временам мощность – до 45 л/с, а уже через пять лет конструкторы Мерседес увеличили мощность этого дизеля почти вдвое. При этом экономия топлива этих моторов составляла 80%. Ставить дизеля на легковые моторы считалось нецелесообразным – зачем легковушке столь мощный двигатель?
Сегодня же мерседесы представительского класса, оснащенные дизелями, способными развивать мощность до 300 л/с, далеко не редкость. По большей части это рядные шестицилиндровые двигатели объемом от 2 до 3 литров.
Первым дизельным Мерседесом, официально продававшимся в России, стал Мерседес 124 – с ним россияне познакомились в начале 90-х годов прошлого века. На тот момент этот автомобиль, который комплектовался, по большей части, двухлитровыми дизелями, считался верхом совершенства. Однако вскоре на смену этим машинам пришли мерседесы 600-й серии, оснащенные уже трехлитровыми дизелями с системой турбонаддува.
С тех пор сменилось уже не одно поколение Мерседесов, но моторы на них (если говорить о дизелях) стоят, по сути, все те же: это двигатели серии ОМ в различных модификациях.
Распространенные поломки или из-за чего требует ремонт двигатель Мерседес дизель
Такие моторы можно встретить не только на мерседесах, но и на других автомобилях, в числе которых наш УАЗ Хантер. В среднем, первый плановый ремонт двигатель Мерседес дизель требует после двухсот тысяч километров пробега автомобиля. Эти двигатели славятся не только своей мощностью, но и относительной неприхотливостью в обслуживании, выносливостью и сравнительно высоким ресурсом.
В силу конструкционных особенностей моторов этого типа можно выделить следующие наиболее часто встречающиеся их неисправности:
- Разного типа поломки турбины;
- Неисправности топливной системы;
- Сбои двигателя в работе в связи с загрязнением сажевого фильтра.
Загрязнение сажевого фильтра и последующий ремонт дизелей Mercedes Benz
Последнее решается наиболее просто: вышедший из строя фильтр меняется на новый. В этом отношении ремонт дизелей Mercedes Benz ничем не отличается от ремонта других дизельных или бензиновых моторов.
С той лишь разницей, что ввиду большего количества вырабатываемых дизелем выхлопных газов сажевые фильтры дизельных моторов приходится менять несколько чаще, чем аналогичные фильтры бензиновых двигателей.
Дизельный двигатель Мерседес: ремонт по причине неисправности топливной системы
Моторы, работающие на дизельном топливе, значительно более требовательны к качеству последнего. Если верить статистике, то на долю всех поломок дизелей более половины из них вызваны использованием недостаточно чистого топлива.
Порой достаточно одной заправки некачественным топливом (в первую очередь это касается повышенного содержания в солярке воды), чтобы топливная система дизеля вышла из строя.
Наиболее чувствительными к качеству топлива являются форсунки, а их ремонт – дело недешевое.
Дизельный двигатель Мерседес ремонт может потребовать, не успев израсходовать даже половину бака некачественного топлива.
Поломка турбины
Система турбонаддува – наиболее слабое место не только в дизельном, но и в бензиновом моторе (не так давно турбины стали устанавливать и на эти двигатели). Этот элемент существенно увеличивает мощность мотора, повышает его экономичность, но достаточно быстро выходит из строя, и причин тому две:
- Во-первых, работать турбине приходится в сверхэкстремальных условиях, ведь ее назначение состоит в том, чтобы посредством раскаленных до двухсот и более градусов выхлопных газов нагнетать воздух в камеры сгорания двигателя, то есть с одного конца турбина раскаляется выхлопными газами, с другого, наоборот, охлаждается атмосферным воздухом. И все это происходит под высоким давлением;
- Во-вторых, ротор турбины вращается со скоростью, порой превышающую 2000 об./мин., так что малейший дисбаланс последнего чреват поломкой турбины. Балансировка крыльчаток турбины дизельного двигателя Мерседес осуществляется с точностью до десятых долей грамма – в противном случае турбина начинает «бить», что приводит не только к существенному снижению эффективности ее работы, но и к быстрому износу крыльчаток.
Ремонт Mercedes: дизель и особенности работы с ним на СТО
Дизельный двигатель – механизм достаточно тонкий, и после практически каждого вмешательства в его работу, особенно, если вмешательство это было сопряжено с заменой тех или иных комплектующих, требует точной настройки и балансировки. Практически каждый ремонт дизельного мотора завершается балансировкой того или иного его агрегата.
Осуществляется балансировка на специальных стендах, позволяющих воспроизвести рабочий режим двигателя в условиях автосервиса. Чтобы балансировка была максимально точной, одного современного оборудования мало – в этом деле особенно важны опыт и профессионализм мастера.